Модальность и тональность во французской музыкальной теории и практике позднего Ренессанса и раннего барокко

Автор Глядешкина Зоя Ивановна, 30.05.2012

Страницы: 1  2  3  4 

ГЛЯДЕШКИНА ЗОЯ ИВАНОВНА

МОДАЛЬНОСТЬ И ТОНАЛЬНОСТЬ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕОРИИ

И ПРАКТИКЕ ПОЗДНЕГО РЕНЕССАНСА

И РАННЕГО БАРОККО

17.00.02 – Музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

ДОКТОРА ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

МОСКВА 2012

Работа выполнена в

Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Научный консультант: доктор искусствоведения, профессор Юрий Николаевич Рагс Официальные оппоненты:

Ефимова доктор искусствоведения, профессор, Наталья Ильинична Академия хорового искусства имени В.С.Попова,

проректор по научной работе

Трембовельский доктор искусствоведения, профессор, Евгений Борисович Воронежская государственная академия искусств,

заведующий кафедрой теории музыки

Алексеева доктор искусствоведения, профессор, Ирина Васильевна Уфимская государственная академия искусств

имени Загира Исмагилова,

Диссертация посвящена изучению процесса становления функциональнгармонической тональности из недр модальной гармонии во французской мзыке второй половины XVI-XVII веков и его отражению во французских теортических трудах того же времени.

Предмет изучения – лад и тональность, рассмотренные и в их противпоставлении, и в их взаимосвязи: путь эволюции модальной гармонии в тнальную, модальной тональности в функционально -гармоническую. Предметом изучения являются ладовая диатоника в ее одноголосном, интервальном и акордовом преломлении, влияние правил сольмизационной системы на музкальную теорию и практику XVI-XVII веков, пути насыщения диатоники мдальным и тональным хроматизмом, применение полного хроматического звкоряда, расширение способов использования «ложных отношений» и диссонасов, формирование модулирующего аккорда, воздействие метроритма и музкальной формы на связь между аккордами. Последовательное рассмотрение каждого из указанных элементов музыкального целого создает доказательную базу для объяснения путей эволюции модальной тональности в функциональнгармоническую.

Задачи и цели исследования : выявление путей эволюции гармонии как искусства и как науки о музыке, определение комплекса качеств теоретической и практической гармонии от середины XVI века до конца XVII.

Актуальность темы связана с научным обоснованием путей становления классической тональности в ее теоретическом и практическом аспектах, аналзе ее параметров в трудах основоположника современного теоретического мзыкознания Жана-Филиппа Рамо и подготовки его новаторской системы во французских теоретических работах более раннего времени. Анализ путей формирования функционально-гармонической тональности важен для понимния особенностей ее проявления и эволюции в музыке XIX-XX веков. Ее поные теоретические характеристики необходимы для вузовского курса «Музкально-теоретические системы», где обзор французских работ эпохи барокко сегодня практически отсутствует. Анализ теоретических работ, созданных в тчении 150 лет, позволяет выявить национальную специфику французской шклы теоретического музыкознания.

Степень изученности. Исследование французской музыкальной теории и практики указанного времени в трудах зарубежных ученых как правило велось в русле общеевропейского процесса с постоянными ссылками на музыку и трактаты итальянские, немецкие, английские, испанские и т.д. В конце ХХ века в рамках «Центра барочной музыки в Версале» создано ряд работ, отражающих специфику французской музыки XVII-XVIII веков. В трудах отечественных ученых французская теория музыки XVII-XVIII веков предметом специального исследования никогда не была: изучены лишь отдельные эпизоды из этого оромного свода знаний. Приоритетные позиции в изучении теории музыки Рнессанса и барокко занимает кафедра теории музыки Московской консерватрии, на которой создано много работ по теоретическому музыкознанию Итлии, Германии, Австрии и других стран.

Проблема эволюции модальной тональности в функциональнгармоническую применительно к Франции во всем комплексе своих аспектов ни в нашей стране, ни в других странах специально не ставилась, хотя зафиксровано много частных наблюдений и в России, и во Франции (труды CMBV и CNRS).

времени.

Методология исследования основана на традициях французского и отечственного теоретического музыкознания. Во Франции широко распространен исторический подход: исследование старой музыки методами современной ей теории. В России, напротив, специфика старинной музыки рассматривается с позиций все более углубленных и совершенных современных представлений о гармонии, о тональности, о ладе и т.д. Каждая методика дает свой круг наблдений и выводов. В диссертации применены оба метода исследования.

Научная новизна может быть оценена в нескольких отношениях: 1. раработка методов анализа гармонии и теоретических работ во французской мзыке второй половины XVI и XVII веков, которые могут быть применены при изучении других национальных школ; 2. определение того нового, что внесла Франция в общеевропейский процесс эволюции науки о гармонии во второй половине XVI и в XVII веках, рассмотрение французских теоретических работ этого времени как компонентов французской национальной школы теоретичского музыкознания.

К числу новых методов исследования мы относим последовательное расмотрение комплекса теоретических положений, сложившихся в XVI-XVII вках, как импульсов воздействия на композицию того времени – на гармонию и музыкальную форму, и их интерпретацию в XXI веке в условиях современных теоретических представлений. Это выявление воздействия сольмизационной системы на структуру модальной гармонии: ее роль в трактовке ладов, в отборе хроматических звуков и их распределения в контексте (рассредоточенный хрматизм). Мы фиксируем внимание на замене Echelle g?n?rale как диатонической основы письма на хроматический звукоряд, а затем – на утверждение двенадцти уровней транспозиции, на преобразования гексахордовой системы мутации в семиступенный звукоряд мажора и минора. В диссертации выявлена специфика модального хроматизма и его преобразование в хроматизм тональный, обнаржены мелодические и гармонические формулы, сопровождавшие этот процесс, в том числе при замене интервальной структуры письма на аккордовую.

В диссертации рассмотрена роль «ложных отношений» в двух аспектах: при развитии системы вводнотоновсти и при формировании диссонирующих аккордов. Приведены примеры сочетания увеличенной кварты и уменьшенной квинты с проходящими звуками и формирования на этой основе аккордового диссонанса: сначала обращений, а затем основного вида малого мажорного сетаккорда и малого с уменьшенной квинтой. Прослежен путь переоценки «лоных отношений» в теоретических трудах, путь «оседания» неаккордового звука в аккорд в музыке того времени. Мы даем новые обобщения, акцентируя внмание на тех процессах, которые не фиксировались старинной теорией, но окзались ведущими на пути перерождения гармонии от модальной к функцинально-гармонической.

В диссертации прослежено воздействие на гармонию стихосложения, мзыкальной формы. В этой связи нами предложена новая классификация стринных музыкальных форм с позиций воздействия строчной формы и периода имитационного строения на весь дальнейший процесс формообразования . Строчная форма представлена как своего рода единица измерения в музыке XVI-XVII веков, как исходный фактор становления периода, рондо, двухчасной и трехчастной безрепризных форм. Рассмотрены «переходные» формы: строчная форма с чертами периода и период с чертами строчной формы. Отсуствие тематической повторности и неквадратность структур оценены как ванейшая особенность французской музыки этого времени. Период имитационнго строения рассмотрен как предшественник фуги и малого и большого мотета. Модальная имитация трактована как фактор модальной гармонии. Прослежены особенности применения имитации, начиная от точной – имитацитранспозиции, и далее – имитации в плагальном ладу, модальной имитации и перерастание имитации в мотивное и тональное развитие. Все указанные примы рассмотрены применительно к французской музыке, но их вполне можно применить для анализа любой национальной музыкальной культуры того врмени.

Практическое применение диссертации тесно связано с актуальностью темы. Прежде всего – это расширение сферы научного осмысления музыкалной гармонии и ее теоретических основ во Франции позднего Возрождения и раннего барокко, анализ генезиса функционально-гармонической тональности. Новые данные обогащают лекционные курсы в высших музыкальных учебных заведениях (история теории музыки, историко-стилевой курс гармонии и полфонии, история музыки). Диссертация поможет совершенствованию вузовского курса композиции, поскольку делает очевидными связи между теоретическими воззрениями композитора и его творчеством. Методика анализа французской музыки и теории музыки может быть использована при анализе других еврпейских музыкальных культур. Диссертация привлекает внимание к высокохдожественным и незаслуженно забытым музыкальным произведениям для хора, органа, лютни, клавесина и т.д., которые украсят современный концертный рпертуар.

повторности экспозиционного плана.

Анализ высвечивает связь между имитацией и интонационным развитием в условиях не только фуги, но и сонатной разработки, и может быть продолжен при анализе музыки XVII-XVIII веков.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, соотвествующих трем этапам развития музыкальной теории и практики, Библиогрфии и нотографии, а также Приложения.

работ второй половины XVII века – эпохи цифрованного баса.

В Заключении к диссертации делается обобщение путей развития гармнии и методов композиции во французской музыке и в теоретических трактатах указанного времени, отмечая те из них, которые вели к созданию классической теории Рамо.

Библиография и нотография содержат перечень аннотированных фрацузских трактатов второй половины XVI – XVII веков (23 названия), перечень использованных нотных изданий (73 названия), литературу по вопросам мдальной и тональной гармонии (483 названия, из них 181 на иностранных язках, преимущественно на французском).

Приложение (объем 135 страниц) содержит нотные примеры, фрагменты французских теоретических работ, переведенные на русский язык, отдельные высказывания отечественных авторов.

Апробация работы происходила на заседаниях кафедры теории музыки Московской консерватории 25 марта 2010 года и 23 сентября 2011 года. Дисертация была одобрена и рекомендована к защите. Материалы диссертации были зачитаны и обсуждены на нескольких Международных научных конфренциях «Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, итории, методологии» (см. Перечень опубликованных докладов), на Курсах по повышению квалификации педагогов высших музыкальных учебных заведений при РАМ им. Гнесиных, а также в лекционном курсе «Музыкально - теоретические системы» в РАМ им. Гнесиных.

Обоснование темы. Развитие гармонии в европейской музыке – сложный и многоаспектный процесс, в котором переплелось множество факторов: теденции, обусловленные физической природой звука, особенностями слуха и психики человека, социальным предназначением музыки, национальными осбенностями фольклора и спецификой его воздействия на профессиональное творчество, взаимодействием с другими национальными культурами и многое другое.

Исследователи XIX-XX веков не раз обращались к изучению происхождния тональности из недр средневековой модальной гармонии. Одной из осбенностей анализа было рассмотрение музыкальной эволюции как единого процесса в рамках своего рода «объединенной Европы». В ХХ веке получил развитие и другой подход – исследование музыкальной практики и теории со стороны национальной специфики своеобразия национальной культуры. Нстоящее исследование продолжает эту линию теоретического музыкознания. Мы ставим своей задачей проследить процесс становления тональности и как теоретической категории и как музыкального феномена на родине этого понтия – во Франции. Таким образом, мы выделяем французское музыкознание в отдельную самобытную национальную теоретическую школу, которая была мощным импульсом для развития теории музыки всей Европы, в том числе и России.

Объектом нашего внимания является французская музыка и теоретические трактаты, созданные между 1550 и 1700 годами. Конечная цель – выявление тех тенденций в гармонии музыкального произведения и в рекомендациях по сочнению музыки, которые подготовили почву для появления тональной концеции Рамо. За нижний предел – 1550 год – взята дата выхода в свет первого трактата по теории музыки на французском языке Луи Буржуа. За верхний прдел взят рубеж XVII-XVIII веков – публикация работ Шарля Массона. За этот период музыкальная культура и эстетика Франции продвинулась от традиций позднего Возрождения до барокко, захватив его начальный, во многом подгтовительный период.

Тональность и модальность как категории музыкальной теории и практики исторически конкретны и обладают как основными, постоянно действующими характеристиками, так и исторически изменчивыми, преходящими. Все это взывает необходимость анализа смыслового наполнения терминов тональность и модальность.

Рабочая гипотеза. Французская музыка позднего Ренессанса и раннего барокко прошла сквозь все этапы эволюционной цепи развития тональности, характерные для западной Европы как единого культурного пространства, и явилась основой для последовательного формирования учения о тональности. Крайние точки этого процесса: модальная тональность – тональность фунционально-гармоническая.

дальность – тональность; 12) эволюция музыкальных форм и ее воздействие на эволюцию гармонии;

Наряду с этими линиями анализа в диссертации применяются и другие, разработанные отечественными и зарубежными музыковедами, такие как оновные и переменные гармонические и мелодические функции, мажоро-минор, ладовое колорирование, полимодальность и многое другое.

Роль каждого из компонентов прослеживается как в структуре музыкалных произведений, так и в теоретических трактатах – с учетом старинной теминологии.

История появления музыковедческих работ о модальности и тональности во Франции и в России различна. Теоретическое музыкознание Франции своми корнями уходит вглубь веков, вплоть до Римской Империи. Франция явлась родиной понятий тональность и модальность и первых опытов их обонования.

Бурное развитие теоретического музыковедения в России началось только в конце XIX века, и особенно в начале ХХ века после выхода в свет капиталного труда Танеева «Подвижной контрапункт строгого письма» в 1909 году. Понятия «тональность» и «модальность» постепенно получали исторически конкретное наполнение в отношении различных гармонических стилей. В цлом, французскому музыкознанию не свойственна расширительная трактовка термина тональность, несмотря на то, что термин модальная тональность – французский. Им широко пользовался Жак Шайе (1910 -1999), ссылаясь на рботы 60-х годов XIX века Нидермейера и Ортига. В отечественном музыкозннии противопоставление тональности и лада зафиксировано у Одоевского, у Серова, разработано у Танеева, у Способина, у Холопова и у многих-многих других авторов. В целом, для отечественного музыкознания ХХ века характена расширительная трактовка обоих терминов и анализ исторических конкреных способов их проявления.

Гармония во французской музыке второй половины XVI века отражает все жанровое разнообразие и функциональное предназначение музыки.

Основными направлениями композиторского творчества во второй полвине XVI века являются: хоровая миниатюра и циклические хоровые произвдения – как светские, так и церковные; сольная инструментальная музыка – главным образом для лютни; ансамбль мелодических инструментов – духовых, струнных; пение с аккомпанементом (лютня, орган).

Взаимодействие между формирующимися мажором и минором, с одной стороны, и традиционным модальным многоголосием, с другой, было слоным, многоаспектным и продолжительным. Встает вопрос, в какой ситуации следует акцентировать модальные признаки, а в какой – тональные, в каких случаях мажорный звукоряд трактован как тональность или как лад. Ведь звкоряды мажора и в определенной степени натурального минора могут быть трактованы и модально, и тонально.

1. Модальность и черты тональности . В диссертации рассмотрено прявление модальных и тональных черт гармонии в условиях различных видов письма: 1. простой контрапункт – nota contra notam. 2. фигурированный контрапункт неимитационный. 3. фигурированный контрапункт имитационный. 4. гомофонно-гармонический аккордовый склад (мелодия с аккомпанементом).

К этому следует добавить применение различных видов временной оргнизации: plain-chant – ровное пение без тактовой черты, пение, организованное с помощью тактовой черты, пение в традициях Академии Баифа. Возникали разнообразные перекрестные связи, которые сказывались на отношениях между созвучиями.

октавы; д) полиладовость.

Тональными признаками гармонии мы будем считать явления, связанные с вводнотоновостью, с использованием «ложных отношений», с формированием аккордового диссонанса, с ориентацией на кварто-квинтовые отношения между аккордами и выделением формулы T-S-D-T, полной и автентической каденции.

Внедрение хроматизма происходило двумя путями: – ассимиляция ладов вела к развитию модального хроматизма, – развитие вводнотоновости вело к усилению тональных качеств гармонии.

а) Модальная семиступенная диатоника. Мы рассматриваем трактовку модальности во французской музыке первой половины XVI века, зафиксирванной в одном из изданий Аттеньяна 1529 года. В сборнике содержатся обрацы многоголосия в натуральных диатонических ладах (фригийский и лидиский лады не встречаются, лад Fa дан с бемолем при ключе). Каденции в пенях, заключенных в сборнике, обозначены способом «невыписанного хромтизма». Последование аккордов свободно, за любым аккордом возможен любой другой аккорд при минимальном употреблении уменьшенной квинты и увелченной кварты. Словом – это модальность натуральных диатонических ладов, модальная тональность.

б) Хроматизация диатоники: ассимиляция ладов, вводнотоновые итонации. Хроматизация диатоники во французской музыке второй половины XVI века происходила двумя путями: это расширение сферы модальной гармнии и постепенное формирование гармонии тональной. Различие между ними мы усматриваем в избегании вводнотоновых интонаций или напротив, в их привлечении. В обоих случаях французские композиторы второй половины XVI века почти не пользуются хроматическим полутоном.

Модальный хроматизм проявляется в процессе взаимопроникновения лдов. Это достигается двумя путями: при сочетании в единое целое натурального лада и транспонированного лада, у которого нижний звук совпадает с финалсом исходного натурального лада, и при взаимодействии одноименных диатнических систем.

Иными были последствия все более распространявшихся правил терции и сексты, зафиксированных в трудах Царлино. Переход большой терции в октаву или малой терции в унисон содействовал кристаллизации вводнотоновости. Вводнотоновые образования формировались и в заключительной каденции, и в серединных (мы не говорим – в половинных!), а иногда и внутри построения, выявляя новые местные центры. Гармония, сопровождавшая эти новые вводные тоны, оставалась консонирующей – мажорное трезвучие или секстаккорд. Этот прием трансформировал миксолидийский лад G в натуральный мажор, придвал вводнотоновость ладам R? и La.


Страницы: 1  2  3  4